Оценка нематериальных активов (НМА) и интеллектуальной собственности (ИС)
С расширением и усложнением бизнеса понятие оценки нематериальных активов стало широко распространенным. В качестве классических примеров учета нематериальных активов можно привести следующее:
- Товарный знак Кока-Кола – первостепенной достояние и источник прибыли компании,
- Операционная система Windows компании Microsoft,
- Патенты на добычу нефти РФ.
Учет нематериальных активов связан с регулированием части бизнеса, откуда следует возможность получить доход, как для самой организации, так и для контрагентов. Данный учет влияет на капитализацию компании, взаиморасчеты с партнерами, взаимодействие с государством. Руководителю предприятия необходимо знать возможности и обязательства бизнеса, которые влечет учет нематериальных активов. Главный бухгалтер предприятия должен грамотно составлять отчеты по деятельности предприятия по учету нематериальных активов. Комплексно это приведет к возможностям, связанным с привлекательностью компании для инвесторов, оптимизации финансовых потоков в производстве, росту общественного значения, что повлияет, в частности, на репутацию компании, наращивание компетенций, высокий государственный и общественный рейтинг и т.д.
Согласно международным стандартам оценки нематериальные активы (НМА) – это активы, которые:
Не имеют физическую субстанцию,
Проявляют себя своими экономическими свойствами: генерировать прибыль или иметь стоимость. Стоимость может быть самостоятельной или увеличивать стоимость материального объекта в его составе,
Дают права и привилегии их собственнику – исключительное право,
Генерируют доходы для их собственника.
НМА возникают в силу:
1. Интеллектуальной собственности,
2. Благоприятных контрактных прав,
3. Благоприятных неконтрактных взаимоотношений,
4. Деловой репутации (гудвил).
Не вся ИС признается НМА.
Пример благоприятных контрактных прав: отсрочка платежа, скидка, география поставки.
Пример благоприятных неконтрактных отношений: согласно МСФО, если персонал остается работать при слиянии или поглощении, то сумма на найм переводится в гудвил.
Деловая репутация – неотделимые материальные активы, к ним относятся: опыт, знания, умения, организационная структура, опыт принятия решений.
Методы оценка НМА и ИС делятся на две категории:
Методы оценки отдельно идентифицируемых НМА:
Доходный подход (концепция: ИС стоит столько, сколько она приносит доходов),
Затратный подход (концепция: НМА стоит столько, сколько стоят затраты на его воссоздание с учетом всех видов устареваний. Для оценки уникальных объектов во многих случаях затраты не отражают рыночную стоимость, тем не менее, по 14 ПБУ для цели постановки на баланс НМА, созданные самим предприятием, ставятся по цене затрат на формирование),
Сравнительный подход (концепция: НМА стоит столько, сколько стоит известный сопоставимый НМА. В Российской Федерации крайне сложно применять в связи с отсутствием статистических данных).
Интеллектуальная собственность – результат интеллектуальной деятельности и приравненные средства индивидуализации, которым предоставлена правовая охрана.
Правовая охрана действует ограниченный период времени, примеры:
- авторское право – вся жизнь автора и 70 лет после,
- патент на полезную модель – с даты приоритета 10 лет с правом продления 3 года, если патент поддерживается в виде выплат пошлин,
- патент на изобретение – 20 лет,
- патент на промышленный образец – 15 лет + возможность продления на 10 лет,
- товарный знак – 10 лет + 10 лет каждый раз неограниченное количество раз.
Проверить актуальность действия патента возможно на сайте Роспатента.
В соответствии с ч.4 ст.1225 ГК РФ существует 16 объектов интеллектуальной собственности:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.
Авторское право возникает по факту создания. Защита авторских прав предполагает сложность контроля. Как вариант, авторы создают некоммерческую организацию и по системе добровольного намерения регистрируют авторские права.
Согласно 14 ПБУ/2007, а также по требованиями МСФО, нематериальные активы должны быть учтены на балансе, если предприятие приобрело исключительную лицензию. В случае неисключительной лицензии, затраты на НМА могут быть отражены в затратах текущего периода.
Деловая репутация, гудвил – это остаточная стоимость НМА после того, как будет установлена и вычтена из общей суммы стоимостей НМА стоимость всех отдельно идентифицируемых НМА.
Чаще всего под деловой репутацией подразумевается тенденция клиентов возвращаться к обслуживающему их бизнесу. Стоимость деловой репутации определяется, как дополнительных доход, получаемый бизнесом, сверх справедливой отдачи от идентифицированных активов. И/или добавочной стоимости предприятия, как целого, сверх общей стоимости составляющих его идентифицируемых активов.
Деловая репутация не отчуждаема и не передаваема иными способами – Ст. 150 ГК РФ.
Оценка стоимости деловой репутации возможна лишь в рамках оценки стоимости предприятия в целом, когда оценке подлежат, как все материальные и финансовые активы, так и все нематериальные активы. Если цель оценки гудвила не для купли-продажи, а для учета, то в этом случае часто используют бухгалтерский метод.
Мы работаем пн-чт с 10:00 до 18:30, пт с 10:00 до 18:00. Выходные и праздники -
связь по телефону (495) 507-95-63.