Приказ Минюста РФ от 31 марта 2009 г. № 96 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций"
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 47, ст. 4933; 2007, № 50, ст. 6285; 2008, № 18, ст. 2063) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 19.12.2006 № 372 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.12.2006, регистрационный № 8672).
Министр
А. Коновалов
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 апреля 2009 г.
Регистрационный № 13706
Приложение
к приказу Минюста РФ
от 31 марта 2009 г. № 96
Административный регламент
исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций
I. Общие положения
1. Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - Административный регламент, государственная функция) устанавливает порядок государственной регистрации центральным аппаратом, территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России, территориальные органы) некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения).
Административный регламент не регулирует правоотношения в сфере государственной регистрации религиозных организаций.
Минюст России исполняет государственную функцию в отношении общероссийских и международных общественных объединений, политических партий, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций (далее - ведомственный реестр), реестр национально-культурных автономий.
Территориальные органы исполняют государственную функцию в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий и иных некоммерческих организаций на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 1998, № 48, ст. 5849; 1999, № 28, ст. 3473; 2002, № 12, ст. 1093, № 52, ст. 5141; 2003, № 52, ст. 5031; 2006, № 3, ст. 282, № 6, ст. 636, № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 37, № 1, ст. 39, № 10, ст. 1151, № 22, ст. 2563, № 27, ст. 3213, № 49, ст. 6039, № 49, ст. 6061; 2008, № 20, ст. 2253, № 30, ст. 3604, № 30, ст. 3616) (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, иных некоммерческих организаций); ведут ведомственный реестр.
2. Нормативные правовые акты, регулирующие исполнение государственной функции:
Конституция Российской Федерации (Российская газета, 1993, № 237);
Гражданский кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 1996, № 5, ст. 410; 2001, № 49, ст. 4552; 2006, № 52, ст. 5496);
Налоговый кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2000, № 32, ст. 3340; 2004, № 45, ст. 4377);
Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1309; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1930; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 50, ст. 4855; 2008, № 18, ст. 1939, № 30, ст. 3616) (далее - Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации");
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1930; 1997, № 20, ст. 2231; 1998, № 30, ст. 3608; 2002, № 11, ст. 1018; № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; № 45, ст. 4377; 2006, № 3, ст. 282, № 6, ст. 636) (далее - Федеральный закон "Об общественных объединениях");
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3340; 2002, № 12, ст. 1093, № 30, ст. 3029; 2003, № 27, ст. 2708; 2004, № 35, ст. 3607, 2007, № 1, ст. 39; 2009, № 1, ст. 17);
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 1998, № 48, ст. 5849; 1999, № 28, ст. 3473; 2002, № 12, ст. 1093, № 52, ст. 5141; 2003, № 52, ст. 5031; 2006, № 3, ст. 282, № 6, ст. 636, № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 37, № 1, ст. 39, № 10, ст. 1151, № 22, ст. 2563, № 27, ст. 3213, № 49, ст. 6039, № 49, ст. 6061; 2008, № 20, ст. 2253, № 30, ст. 3604, № 30, ст. 3616) (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях");
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 148; 2002, № 12, ст. 1093, № 30, ст. 3029, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2700, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 19, ст. 1752; 2008, № 30, ст. 3616; 2009 № 1, ст. 17) (далее - Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности");
Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2965; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 46, ст. 4432; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 49, ст. 5124; 2007, № 49, ст. 6070);
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 19, ст. 2071; 2001, № 7, ст. 623; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 2, ст. 166; 2004, № 49, ст. 4854; 2005, № 19, ст. 1755; 2006, № 43, ст. 4412; 2007, № 50, ст. 1942, № 30, ст. 3616);
Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 51, ст. 6286; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 50, ст. 4855);
Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 30, ст. 3122; 2002, № 12, ст. 1093; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 6, ст. 636);
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, ст. 2950; 2002, № 12, ст. 1093, № 30, ст. 3029; 2003, № 26, ст. 2574, № 50, ст. 4855; 2004, № 52, ст. 5272; 2005, № 1, ст. 9, № 30, ст. 3140; 2006, № 1, ст. 13, № 29, ст. 3124; 2007, № 1, ст. 37, № 18, ст. 2118; 2008, № 30, ст. 3600, № 30, ст. 3616, № 45, ст. 5146) (далее - Федеральный закон "О политических партиях");
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3431; 2002, № 26, ст. 2565; 2003, № 50, ст. 4855; № 52, ст. 5037; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 27, ст. 2722; 2007, № 7, ст. 834; № 30, ст. 3754; № 49, ст. 6079; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 19; № 1, ст. 29) (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей");
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 23, ст. 2102; 2003, № 44, ст. 4262; 2004, № 188, № 52, ст. 5267; 2007, № 31, ст. 4011; 2008, № 30, ст. 3616);
Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 48, ст. 4741; 2005, № 50, ст. 5243; 2007, № 49, ст. 6068);
Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 50, ст. 5245; 2008, № 49, ст. 5743);
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060) (далее - Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации");
Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ "О взаимном страховании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6047);
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" с изменениями, внесенными указами Президента Российской Федерации от 15 марта 2005 г. № 295, от 27 марта 2006 г. № 261 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 11, ст. 945; № 21, ст. 2023; 2005, № 47, ст. 4880; № 52, ст. 5690; 2007, № 8, ст. 978, № 40, ст. 4717; 2008, № 20, ст. 2290, № 41, ст. 4653);
Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" с изменениями, внесенными указами Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 г. № 1243, от 23 декабря 2005 г. № 1522, от 16 марта 2006 г. № 211, от 2 мая 2006 г. № 451, от 29 мая 2006 г. № 527, от 8 сентября 2006 г. № 978, от 21 сентября 2006 г. № 1036, от 20 марта 2007 г. № 370, от 7 мая 2007 г. № 585с, от 4 марта 2008 г. № 311, от 14 июля 2008 г. № 1079, от 23 октября 2008 г. № 1517 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4180; 2005, № 44, ст. 4535; № 52, ст. 5690; 2006, № 12, ст. 1284; № 19, ст. 2070; № 23, ст. 2452, № 38, ст. 3975; 2007, № 13, ст. 1530, № 20, ст. 2390; 2008, № 10, ст. 909; № 29, ст. 3473; № 43, ст. 4921);
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 17, ст. 1869; 2007, № 16, ст. 1915; 2008, № 50, ст. 5958);
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июля 2008 г. № 151 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2008 г., регистрационный № 12028, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, № 33).
3. Государственная функция исполняется федеральными государственными гражданскими служащими Минюста России (территориальных органов) (далее - государственные служащие).
4. При исполнении государственной функции осуществляется взаимодействие с Федеральной налоговой службой (далее - регистрирующий орган).
5. За государственную регистрацию некоммерческих организаций взимается государственная пошлина.
Размеры и порядок взимания государственной пошлины устанавливаются главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе статьей 333.33), а именно:
за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, взимается 2 000 рублей;
за государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии взимается 1 000 рублей;
за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица - 400 рублей, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства либо в случае принятия судом решения о ликвидации и исключении некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Результат исполнения государственной функции
6. Конечными результатами исполнения государственной функции являются:
государственная регистрация некоммерческой организации (принятие решения о государственной регистрации; направление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, документов в соответствующий регистрирующий орган для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц; получение документов из регистрирующего органа; внесение сведений о некоммерческой организации в ведомственный реестр, формирование и выдача документов заявителю);
внесение сведений о национально-культурной автономии в реестр национально-культурных автономий;
отказ в государственной регистрации некоммерческой организации;
прекращение государственной регистрации по инициативе заявителя.
Фактами завершения исполнения государственной функции являются:
получение заявителем документов, в том числе свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, полученного от регистрирующего органа свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
направление заявителю уведомления об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации.
Описание заявителей
7. Заявителями при государственной регистрации некоммерческой организации являются:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемой некоммерческой организации или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от ее имени;
учредитель (учредители) некоммерческой организации при ее создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемой некоммерческой организации;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации некоммерческой организации;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Заявителем при государственной регистрации регионального отделения политической партии является уполномоченное лицо политической партии либо иное лицо, действующее на основании доверенности, выданной уполномоченным лицом политической партии.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
Порядок информирования и получения консультаций об исполнении государственной функции
8. Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется непосредственно Минюстом России (территориальными органами):
по телефону, электронной почте, в сети Интернет;
в средствах массовой информации и информационных материалах (брошюрах, буклетах и т.д.).
9. Сведения о местонахождении, контактных телефонах (телефонах для справок, консультаций), адресах электронной почты Минюста России (территориальных органов), приводятся в приложении № 1 к Административному регламенту и размещаются на Интернет-сайтах Минюста России (территориальных органов).
10. Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России осуществляет прием заявителей для личного представления документов для государственной регистрации в соответствии со следующим графиком:
Понедельник 10.00 - 13.00
Вторник 14.00 - 17.00
Среда 9.00 - 12.00
Четверг 14.00 - 17.00
Пятница 9.00 - 12.00.
Территориальные органы осуществляют прием заявителей для личного представления документов для государственной регистрации в соответствии со следующим графиком:
Понедельник 14.00 - 17.00
Вторник 9.00 - 12.00
Среда 14.00 - 17.00
Четверг 9.00 - 12.00
Пятница 14.00 - 16.00
Сведения о графике (режиме) работы Минюста России (территориальных органов) сообщаются по телефонам для справок (консультаций), а также размещаются:
на Интернет-сайтах Минюста России (территориальных органов);
на информационном стенде перед входом в здание, в котором располагается Минюст России (территориальный орган).
11. На информационных стендах в доступных для ознакомления местах и Интернет-сайтах Минюста России (территориальных органов) размещается следующая информация:
Административный регламент с приложениями или извлечения из него;
сведения о нормативных правовых актах, регулирующих исполнение государственной функции;
перечни документов, представляемых заявителем для исполнения государственной функции, требования, предъявляемые к этим документам и их оформлению, включая образцы заполнения форм документов;
время приема заявителей;
основания отказа в государственной регистрации;
порядок информирования о ходе исполнения государственной функции;
порядок получения консультаций;
порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих государственную функцию;
информация о размерах и порядке взимания государственной пошлины, в том числе образцы заполнения документов, подтверждающих уплату государственной пошлины.
12. Консультации по вопросам исполнения государственной функции, в том числе перечня необходимых документов, размера государственной пошлины, сроков исполнения государственной функции, порядка обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих государственную функцию, предоставляются государственными служащими, ее исполняющими, по телефону и на личном приеме заявителей.
13. В ответе по телефону на устные обращения государственный служащий информирует обратившегося гражданина о своих фамилии, имени, отчестве, должности, интересующих его вопросах или сообщает номер телефона компетентного государственного служащего.
14. Заявители, представившие в Минюст России (территориальные органы) документы для государственной регистрации, в обязательном порядке устно или письменно информируются в течение всего срока исполнения государственной функции, в том числе в неприемное время, государственными служащими:
об отказе в государственной регистрации;
о сроке завершения оформления документов и возможности их получения.
15. Информация об отказе в государственной регистрации представляется заявителю при его личном обращении или направляется заявителю заказным письмом, а также дублируется посредством телефонной, факсимильной связи или по электронной почте.
16. Информация о сроке завершения оформления документов и возможности их получения сообщается заявителю при подаче им документов.
17. В любое время с момента приема документов на государственную регистрацию заявитель имеет право на получение сведений о ходе исполнения государственной функции по телефону, электронной почте или на личном приеме.
18. Для получения сведений о ходе исполнения государственной функции заявителем указываются полное наименование некоммерческой организации, а также дата представления документов для государственной регистрации.
Требования к составу документов, представляемых заявителем для исполнения государственной функции
19. Требования к составу документов, представляемых заявителем для государственной регистрации некоммерческой организации, устанавливаются Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Федеральным законом "Об общественных объединениях" и иными федеральными законами, определяющими правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных видов некоммерческих организаций (приложение № 2 к Административному регламенту).
Требования к оформлению документов, представляемых заявителями для государственной регистрации
20. Все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке, если иное не предусмотрено федеральным законом.
21. Документы иностранных организаций представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и должны быть удостоверены в соответствии с пунктом 28 Административного регламента.
22. Все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
23. Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах.
Учредительные документы (устав) политической партии представляются в двух подлинных экземплярах.
Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.
24. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы.
25. Выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащая решение о создании некоммерческой организации, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов) должна содержать:
дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;
список учредителей - участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания; сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиум, секретариат и т.д.);
существо принятых решений и результаты голосования по ним;
сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;
фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.
26. Представляется платежное поручение или иной документ об уплате в соответствующий бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации.
27. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, представляются в виде гарантийного письма или других документов, подтверждающих ее место нахождения, с приложением надлежащим образом заверенных копий правоустанавливающих документов.
28. Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Бюллетень международных договоров, 1993, № 6), если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств - участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, если иное не предусмотрено договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при принятии решения о государственной регистрации без консульской легализации документов, при наличии на них апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым заверен этот документ.
Официальные документы, полученные из стран СНГ, принимаются к рассмотрению без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенных оттиском печати с воспроизведением государственного герба.
29. Копии документов, представляемых на государственную регистрацию региональным отделением политической партии, заверяются уполномоченным лицом политической партии.
Сроки исполнения государственной функции
30. Общий срок исполнения государственной функции Минюстом России (территориальным органом) не должен превышать: 33 дней в отношении общественных объединений, 30 дней - политических партий, 17 рабочих дней - иных некоммерческих организаций, без учета времени на исполнение функций регистрирующим органом.
На основании решения о государственной регистрации некоммерческой организации и представленных Минюстом России (территориальным органом) сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Минюст России (территориальный орган) (статья 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
31. Срок исполнения государственной функции при государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
32. Датой представления документов считается дата их регистрации в Минюсте России (территориальном органе).
33. Прием документов с момента обращения заявителя и до передачи документов на рассмотрение осуществляется в день обращения заявителя.
34. Срок рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации общественного объединения, не может превышать 28 дней с даты представления документов на государственную регистрацию, для иных некоммерческих организаций - 12 рабочих дней.
Срок рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, не может превышать двух рабочих дней с даты представления документов на государственную регистрацию.
35. Срок принятия решения о государственной регистрации общественного объединения не может превышать 29 дней с даты представления документов на государственную регистрацию, в отношении иных некоммерческих организаций - 13 рабочих дней.
Срок принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией не может превышать трех рабочих дней с даты представления документов на государственную регистрацию.
36. Направление документов в регистрирующий орган осуществляется не позднее дня, следующего за днем принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации.
37. Внесение сведений в ведомственный реестр осуществляется не позднее дня, следующего за днем получения документов от регистрирующего органа.
38. Выдача заявителю документов при государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения осуществляется на 30-й день со дня подачи документов заявителем, при государственной регистрации иных некоммерческих организаций - в день обращения заявителя, не позднее трех рабочих дней со дня получения документов от регистрирующего органа.
39. Уведомление об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации должно быть направлено заявителю не позднее чем через 30 дней со дня получения представленных для государственной регистрации документов.
40. Исполнение государственной функции в случае внесения некоммерческой организацией изменений в учредительные документы осуществляется в порядке и сроки, установленные для исполнения государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.
41. Направление в Департамент по делам некоммерческих организаций необходимых сведений для внесения в реестр национально-культурных автономий осуществляется территориальными органами в течение месяца со дня принятия решения о регистрации.
Сроки ожидания при исполнении государственной функции
42. Максимальное время ожидания в очереди при подаче документов на государственную регистрацию не должно превышать 20 минут.
43. Время ожидания в очереди на прием к должностному лицу или для получения консультации не должно превышать 30 минут.
Перечень оснований для отказа в исполнении государственной функции
44. В государственной регистрации может быть отказано по следующим основаниям:
общественного объединения:
его устав противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом "Об общественных объединениях", представлены неполностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
выступившее в качестве учредителя лицо не может им быть в соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона "Об общественных объединениях";
ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
в представленных на государственную регистрацию его учредительных документах содержится недостоверная информация;
наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
политической партии:
положения ее устава противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам;
ее наименование и (или) символика не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона "О политических партиях";
не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" для ее государственной регистрации;
информация, содержащаяся в представленных для ее государственной регистрации документах, не соответствует требованиям Федерального закона "О политических партиях";
нарушены установленные Федеральным законом "О политических партиях" сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии;
регионального отделения политической партии:
не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" для его государственной регистрации;
информация, содержащаяся в представленных для его государственной регистрации документах, не соответствует требованиям Федерального закона "О политических партиях";
отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации:
его учредительные документы, цели создания противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
цели его создания создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам Российской Федерации;
ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
его наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом "О некоммерческих организациях", представлены неполностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
выступившее в качестве учредителя лицо не может им быть в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях";
ранее зарегистрированное на территории Российской Федерации отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации было ликвидировано в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;
иной некоммерческой организации:
ее учредительные документы противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
ее наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом "О некоммерческих организациях", представлены неполностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может им быть в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Требования к местам исполнения государственной функции
45. Помещения, в которых осуществляется прием заявителей, должны находиться в пределах пешеходной доступности для заявителей (не более 10 минут пешком от остановок общественного транспорта).
46. Прием заявителей осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях.
47. Помещения, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются информационными стендами.
48. Площадь мест ожидания зависит от количества заявителей, ежедневно обращающихся в Минюст России (территориальные органы) в связи с исполнением государственной функции.
49. Места ожидания в очереди на предоставление или получение документов могут быть оборудованы стульями, кресельными секциями, скамьями (банкетками). Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании, но не может составлять менее 5 мест.
50. Места для заполнения документов оборудуются стульями, столами (стойками) и обеспечиваются образцами заполнения документов, бланками документов и канцелярскими принадлежностями.
51. Помещения для приема заявителей должны быть оборудованы табличками с указанием номера кабинета, фамилии, имени, отчества и должности государственного служащего, осуществляющего исполнение государственной функции, режима работы.
52. Помещения для приема заявителей должны соответствовать комфортным условиям для заявителей и оптимальным условиям работы государственных служащих с заявителями.
53. Каждое рабочее место государственного служащего должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим и сканирующим устройствами.
III. Административные процедуры
Последовательность административных процедур
54. Исполнение государственной функции, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, и в связи с ее ликвидацией, включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием документов от заявителя;
2) рассмотрение представленных документов;
3) принятие решения о государственной регистрации некоммерческой организации (направление документов в регистрирующий орган, получение документов из регистрирующего органа, подготовка документов для выдачи заявителю, внесение сведений в ведомственный реестр) или об отказе в ее регистрации;
4) выдача документов заявителю или направление уведомления об отказе в государственной регистрации.
Прием документов от заявителя
55. Юридическим фактом - основанием для начала исполнения государственной функции является получение Минюстом России (территориальным органом) документов, представленных заявителем для государственной регистрации некоммерческой организации.
56. Заявители имеют право представить документы лично или направить их почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.
Документы, представленные лично и направленные в Минюст России (территориальный орган) почтовым отправлением, регистрируются в порядке делопроизводства и направляются государственному служащему, уполномоченному принимать документы (далее - специалист).
При представлении документов лично заявителем специалист знакомится с их содержанием. Если предметом обращения заявителя не является государственная регистрация некоммерческой организации, специалист сообщает заявителю, к каким должностным лицам Минюста России (территориального органа) или в какой орган государственной власти ему следует обратиться.
57. Специалист оформляет расписку о получении документов по установленной форме в двух экземплярах. Заявитель расписывается на втором экземпляре расписки. Первый экземпляр расписки специалист передает заявителю, второй экземпляр приобщает к принятым документам.
58. При поступлении документов по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, по указанному заявителем в заявлении адресу с уведомлением о вручении.
59. Специалист после получения документов передает их для регистрации в отдел документационного обеспечения (соответствующее структурное подразделение территориального органа), затем в установленном порядке - для рассмотрения.
Все действия совершаются в день обращения заявителя (получения документов по почте).
Рассмотрение представленных документов
60. Юридическим фактом - основанием для начала работы с документами для государственного служащего, уполномоченного их рассматривать (далее - уполномоченный специалист), является получение документов.
61. Уполномоченный специалист проверяет:
соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательству Российской Федерации;
соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и Административным регламентом;
соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации;
отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием;
соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации;
достоверность и непротиворечивость представленных сведений.
Уполномоченный специалист рассматривает все представленные на государственную регистрацию документы в полном объеме.
62. При рассмотрении представленных документов уполномоченный специалист вправе обращаться к заявителю, в соответствующие государственные органы и организации для получения дополнительной информации, в том числе по телефону или электронной почте. При этом заявитель вправе устно или в письменном виде предоставить указанному специалисту соответствующую информацию.
63. В завершение процедуры уполномоченный специалист готовит заключение с предложением принять решение:
о государственной регистрации некоммерческой организации;
об отказе в государственной регистрации.
64. Указанное заключение является основанием для издания распоряжения Минюста России (территориального органа) о государственной регистрации некоммерческой организации или об отказе в ее государственной регистрации.
В заключении указываются основания принятия предлагаемого решения, а при обращении к заявителю и (или) в соответствующие государственные органы и организации для получения дополнительной информации, отражаются его причины и результаты.
К заключению прилагаются проект соответствующего распоряжения Минюста России (территориального органа) и все документы, на основании которых принимается решение.
В проекте распоряжения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации указываются все выявленные при рассмотрении документов положения Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации.
Заключение, подготовленное уполномоченным специалистом, согласовывается с директором Департамента по делам некоммерческих организаций (руководителем соответствующего структурного подразделения территориального органа).
Принятие решения о государственной регистрации некоммерческой организации или об отказе в ее государственной регистрации
65. Юридическим фактом - основанием для принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации или об отказе в ее государственной регистрации - является заключение о результатах рассмотрения.
66. Проект распоряжения с прилагаемым к нему заключением представляется на подпись заместителю Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью, руководителю территориального органа (далее - уполномоченное должностное лицо).
67. Уполномоченное должностное лицо в случае согласия с заключением подписывает прилагаемое к нему распоряжение Минюста России (территориального органа).
При несогласии уполномоченного должностного лица с проектом распоряжения он возвращает его с заключением уполномоченному специалисту на доработку с указанием конкретных причин.
Устранение причин возврата проекта распоряжения, его повторное направление на подпись производятся в сроки, исключающие возможность нарушения установленных сроков принятия решения о государственной регистрации.
Подписанное распоряжение Минюста России (территориального органа) передается на регистрацию в отдел документационного обеспечения (соответствующее структурное подразделение территориального органа), который в течение двух рабочих дней направляет копию распоряжения Минюста России (территориального органа) в Департамент по делам некоммерческих организаций (соответствующее структурное подразделение территориального органа).
68. Государственный служащий, уполномоченный готовить документы для государственной регистрации, оформляет и направляет в регистрирующий орган с сопроводительным письмом, подписанным директором Департамента по делам некоммерческих организаций (руководителем соответствующего структурного подразделения территориального органа), один экземпляр документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17 и 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
69. При получении документов от регистрирующего органа государственный служащий, уполномоченный готовить документы для государственной регистрации:
вносит сведения о государственной регистрации некоммерческой организации в ведомственный реестр;
оформляет свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации и учредительные документы, предназначенные для вручения заявителю, с заверением их уполномоченным должностным лицом и оттиском печати Минюста России (территориального органа) с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации;
помещает один экземпляр документов, представленных для государственной регистрации, копии свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, а также свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, полученного от регистрирующего органа, и иных документов в соответствующий том номенклатурного дела.
70. При государственной регистрации национально-культурной автономии территориальным органом государственный служащий, уполномоченный готовить документы для государственной регистрации, в течение месяца со дня регистрации обеспечивает направление в Департамент по делам некоммерческих организаций необходимых сведений для внесения в реестр национально-культурных автономий.
Выдача документов заявителю или направление уведомления об отказе в государственной регистрации
71. Юридическим фактом - основанием для выдачи документов заявителю - является их поступление государственному служащему, ответственному за выдачу документов (далее - ответственный специалист).
72. Ответственный специалист в день получения документов сообщает заявителю по телефону или электронной почте о готовности документов к выдаче.
Если заявитель в течение трех дней с момента готовности документов к выдаче не явился за их получением, ответственный специалист письменно информирует заявителя о готовности документов к выдаче.
73. Перед выдачей документов ответственный специалист проверяет наличие документов, удостоверяющих личность, и полномочия заявителя на получение документов.
74. Ответственный специалист выдает заявителю под роспись на втором экземпляре расписки документы, подлежащие выдаче при государственной регистрации некоммерческой организации:
свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации;
учредительные документы;
свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.
75. Ответственный специалист на основании распоряжения Минюста России (территориального органа) готовит на официальном бланке Минюста России (территориального органа) письменное уведомление об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации и визирует его второй экземпляр.
76. В данном уведомлении оформляются реквизиты:
дата регистрации уведомления;
адресат: адрес, фамилия, имя, отчество (для физических лиц) или наименование заявителя (для юридических лиц);
в тексте: слова "На основании... (статья федерального закона) в государственной регистрации (указывается наименование некоммерческой организации), документы на которую были представлены... (дата и входящий номер представленных на государственную регистрацию документов), отказано.";
далее в тексте даются ссылки на нормы (пункты, статьи) Конституции Российской Федерации, иных федеральных законов, нарушение которых обусловило отказ в государственной регистрации, характер указанных нарушений;
текст завершается словами "Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд. Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Один экземпляр документов, представленных для государственной регистрации некоммерческой организации (за исключением оригинала документа об уплате государственной пошлины), может быть возвращен Вам лично или Вашему представителю (в случае подтверждения полномочий соответствующей доверенностью) на основании Вашего письменного заявления.".
Если соответствующим федеральным законом не предусмотрена возможность обжалования решения об отказе в вышестоящий орган, то текст завершается словами: "Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд. Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Один экземпляр документов, представленных для государственной регистрации (за исключением оригинала документа об уплате государственной пошлины), может быть возвращен Вам лично или Вашему представителю (в случае подтверждения полномочий соответствующей доверенностью) на основании Вашего письменного заявления.".
77. Ответственный специалист в установленном порядке направляет оформленное уведомление на подпись директору Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России (руководителю соответствующего структурного подразделения территориального органа).
78. Ответственный специалист передает уведомление об отказе в отдел документационного обеспечения (соответствующее структурное подразделение территориального органа) для отправки почтой.
79. В день подписания уведомления ответственный специалист сообщает заявителю по телефону об отказе в государственной регистрации.
80. Ответственный специалист помещает второй экземпляр уведомления об отказе и документы в соответствующее номенклатурное дело.
IV. Текущий контроль за соблюдением Административного регламента
81. Текущий контроль осуществляется постоянно государственными служащими, исполняющими государственную функцию, по каждой процедуре в соответствии с установленными Административным регламентом содержанием и сроками действий, а также путем проведения директором Департамента по делам некоммерческих организаций (руководителем территориального органа) проверок исполнения государственными служащими положений Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Для текущего контроля используются сведения, полученные в электронной базе данных, служебная корреспонденция Минюста России, устная и письменная информация государственных служащих, осуществляющих регламентируемые действия.
О случаях и причинах нарушения сроков и содержания административных процедур ответственные за их осуществление государственные служащие немедленно информируют своих непосредственных руководителей, а также осуществляют срочные меры по устранению нарушений.
82. Государственные служащие несут персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка приема документов, рассмотрения документов, подготовки заключения, оформления документов, достоверность и полноту сведений, внесенных в свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, выдачи документов.
Плановые и внеплановые проверки
83. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок, выявление и устранение нарушений прав граждан и юридических лиц, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц Минюста России (территориального органа).
Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании полугодовых или годовых планов работы Минюста России (территориального органа) и внеплановыми. Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.
Периодичность проведения проверок устанавливается заместителем Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого отнесены вопросы в сфере государственной регистрации некоммерческих организации и контроля за их деятельностью (руководителем территориального органа).
По результатам проверок в случае выявления нарушений прав граждан и организаций виновные лица привлекаются к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
84. Для проведения проверки создается комиссия, в состав которой включаются государственные служащие Минюста России и территориальных органов.
Проверка осуществляется на основании приказа Минюста России (территориального органа).
Результаты проверки оформляются в акте, в котором отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.
Акт подписывают председатель и члены комиссии, директор Департамента по делам некоммерческих организаций (руководитель соответствующего структурного подразделения территориального органа).
Проверяемые под роспись знакомятся с актом, после чего он помещается в соответствующее номенклатурное дело.
V. Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции
85. Заявитель имеет право на обжалование действий и (или) бездействия государственных служащих Минюста России (территориальных органов) в досудебном и судебном порядке.
86. Заявитель вправе письменно обжаловать действия или бездействие государственных служащих территориальных органов в Департамент по делам некоммерческих организаций, Департамента по делам некоммерческих организаций - Министру юстиции Российской Федерации, его заместителю.
87. Заявитель вправе обратиться с жалобой лично или по почте.
88. Срок рассмотрения обращения не должен превышать 30 календарных дней с момента регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении проверки), а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов Министр юстиции Российской Федерации, его заместитель, к компетенции которого отнесены вопросы в сфере государственной регистрации некоммерческих организации и контроля за их деятельностью, иное уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив заявителя о продлении срока рассмотрения.
Порядок продления и рассмотрения обращений в зависимости от их характера устанавливается законодательством Российской Федерации.
89. Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" заявитель в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает адресата: Минюст России, либо фамилию, имя, отчество, должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), полное наименование для юридического лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Дополнительно в обращении могут быть указаны:
должность, фамилия, имя и отчество государственного служащего (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
суть обжалуемого действия (бездействия);
обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия для их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;
иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы либо их копии.
90. По результатам рассмотрения обращения должностным лицом Минюста России (территориального органа) принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении обращения.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения, направляется заявителю.
91. Если в письменном обращении не указаны фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Минюст России (территориальный орган) при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается заявителю, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Если в письменном обращении содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства Министр юстиции Российской Федерации, его заместитель, к компетенции которого отнесены вопросы в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью, руководитель территориального органа Минюста России, иное уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в Минюст России или в один и тот же его территориальный орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение.
Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить обращение.
92. Заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие должностных лиц Минюста России (территориального органа) в судебном порядке (в районный суд общей юрисдикции согласно статье 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532).
Согласно пункту 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривания решений, действий (бездействий) органов государственной власти в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
93. Заявители могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, неправомерных решениях, действиях или бездействии должностных государственных служащих Минюста России (территориального органа), нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики:
по номерам телефонов, содержащимся в приложении № 1 к Административному регламенту,
на Интернет-сайт и по электронной почте органов, исполняющих государственную функцию.
Особенности обжалования в вышестоящий орган уклонения от государственной регистрации общественных объединений, решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации и принятия Министерством юстиции Российской Федерации решений по таким жалобам
94. На основании подпункта 15 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации:
отменяет противоречащее федеральному законодательству распоряжение территориального органа об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации, если иной порядок его отмены не установлен федеральным законом;
обязывает территориальный орган:
в случае уклонения территориального органа от государственной регистрации общественного объединения - произвести действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
в случае отмены противоречащего федеральному законодательству решения об отказе территориального органа в государственной регистрации некоммерческой организации - повторно рассмотреть представленные документы.
95. Право обжалования уклонения от государственной регистрации общественного объединения, отказа в государственной регистрации некоммерческой организации в Минюст России или в суд установлено Федеральным законом "Об общественных объединениях" и Федеральным законом "О некоммерческих организациях". В случаях, установленных федеральными законами, определяющими правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных видов некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, например Федеральными законами "О политических партиях" (пункт 5 статьи 20), "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (пункт 2 статьи 8), Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 10), отказ в государственной регистрации таких некоммерческих организаций или уклонение от государственной регистрации обжалуются в суд.
96. Основанием для рассмотрения Минюстом России указанных в пунктах 94, 95 Административного регламента вопросов является жалоба, поданная органом некоммерческой организации, действующим в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами (при отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией организации - уполномоченным представителем ликвидационной комиссии) либо представителем (далее - заявитель).
97. Жалоба, представляемая заявителем, должна содержать:
наименование заявителя и адрес его места нахождения, фамилию, имя, отчество (при наличии) и адрес постоянного или преимущественного проживания физического лица;
описание обжалуемого действия (бездействия) и просьба заявителя;
обстоятельства, на которых заявитель основывает свою жалобу, и информацию, подтверждающую эти обстоятельства;
перечень прилагаемых к жалобе документов.
В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя, иные сведения, имеющие, по мнению заявителя, значение для рассмотрения жалобы.
К жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени некоммерческой организации.
К жалобе также могут прилагаться:
копии документов, представленных в территориальный орган для проведения государственной регистрации;
копии документов, полученных от территориального органа в связи с представлением заявления и иных документов на государственную регистрацию;
иные документы, которые, по мнению заявителя, являются существенными для рассмотрения его жалобы.
98. Жалобы, не соответствующие по содержанию требованиям, предусмотренным пунктом 97 Административного регламента, а также к которым не приложены документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени некоммерческой организации, оставляются без рассмотрения, о чем заявитель уведомляется в письменной форме. В уведомлении указываются причины, по которым жалоба оставлена без рассмотрения, а также право заявителя при устранении указанных причин вновь обратиться с жалобой. Названное уведомление должно быть направлено заявителю в течение 14 дней с момента поступления жалобы заказным письмом, а также продублировано посредством телефонной или факсимильной связи, электронной почты (при наличии данных сведений в жалобе).
99. Департамент по делам некоммерческих организаций на основании поступившей жалобы:
направляет руководителю территориального органа запрос о представлении объяснений по существу обстоятельств, изложенных в жалобе, а также документов (их копий), на основании которых не принято решение о государственной регистрации общественного объединения (при обжаловании уклонения от государственной регистрации общественного объединения) или было принято решение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации;
на основании полученных от заявителя и территориального органа объяснений и копий документов изучает обстоятельства, приведшие к непринятию решения о государственной регистрации общественного объединения или к принятию решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации;
при необходимости запрашивает дополнительную информацию (документы) в территориальном органе, а также у заявителя;
при необходимости организует изучение соответствующего дела непосредственно в территориальном органе;
направляет в соответствующий суд запрос о подтверждении факта подачи межрегиональным, региональным, местным общественным объединением, иной некоммерческой организацией заявления об обжаловании решения об отказе или об уклонении от государственной регистрации общественного объединения (при поступлении такой информации в Департамент по делам некоммерческих организаций);
в случае удовлетворения жалобы готовит проект распоряжения Минюста России об:
отмене решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации и обязывании территориального органа повторно рассмотреть представленные документы;
обязывании территориального органа совершить действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации (при обжаловании уклонения от государственной регистрации общественного объединения).
100. Рассмотрение жалобы заявителя осуществляется в течение месяца со дня ее поступления.
При необходимости запроса дополнительной информации, а также в связи с направлением в суд указанного в пункте 99 Административного регламента запроса срок рассмотрения жалобы может быть продлен Министром юстиции Российской Федерации или его заместителем, иным уполномоченным на то должностным лицом не более чем на два месяца с уведомлением об этом заявителя.
Если в жалобе заявителя указано, что уклонение от государственной регистрации общественного объединения или решение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации обжалованы в суд, рассмотрение жалобы должно быть завершено в срок не более 14 дней с даты ее поступления в Минюст России.
Если в жалобе заявителя не указано, что уклонение от государственной регистрации общественного объединения или решение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации обжалованы в суд, но в связи с поступившей информацией, направлением на ее основании запроса в суд и подтверждением судом поступления заявления об обжаловании уклонения от государственной регистрации общественного объединения или решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации рассмотрение жалобы должно быть завершено в срок не более 14 дней с даты поступления в Минюст России указанного подтверждения из суда.
101. Жалоба не подлежит удовлетворению, если:
не выявлены факты уклонения от государственной регистрации общественного объединения;
отсутствуют основания для признания решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации противоречащим федеральному законодательству;
заявитель обжаловал в суд уклонение от государственной регистрации общественного объединения или решение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации;
заявитель отозвал жалобу.
102. В распоряжении Минюста России об обязывании произвести действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации (при обжаловании уклонения от государственной регистрации общественного объединения), или об отмене решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации (далее - распоряжение) указываются:
В констатирующей части текста распоряжения:
1) основания его издания:
нормы федерального законодательства, определяющие полномочия Минюста России по изданию распоряжения;
фамилия, имя, отчество заявителя, наименование занимаемой им должности;
реквизиты жалобы и содержащаяся в ней просьба;
2) фактические обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения жалобы, а также нормы федерального законодательства, которые были нарушены при непринятии решения о государственной регистрации общественного объединения или при принятии решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации;
В распорядительной части распоряжения:
1) решение об отмене распоряжения территориального органа об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации;
2) предписание территориальному органу совершить действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Заверенная в установленном порядке копия распоряжения направляется в территориальный орган.
103. Территориальный орган в течение месяца с даты получения распоряжения обязан доложить о его исполнении заместителю Министра юстиции Российской Федерации.
104. О принятом решении, в том числе об отказе в удовлетворении жалобы, заявитель уведомляется в письменной форме в сроки, установленные пунктом 100 Административного регламента, с приложением к письму заверенной в установленном порядке копии распоряжения (если распоряжение было издано).
Приложение № 2
к Административному регламенту
исполнения Министерством юстиции
Российской Федерации государственной
функции по принятию решения о
государственной регистрации
некоммерческих организаций
Перечни документов, представляемых на государственную регистрацию
1. В соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об общественных объединениях":
1) для государственной регистрации общественного объединения представляются:
заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
устав общественного объединения;
выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
сведения об учредителях;
документ об уплате государственной пошлины;
сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
при использовании в наименовании общественного объединения личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
2) для государственной регистрации отделения общественного объединения представляются:
документы, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящего Перечня, заверенные центральным руководящим органом общественного объединения;
копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации (общественного объединения).
В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах.
2. В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О национально-культурной автономии" для государственной регистрации национально-культурной автономии помимо документов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящего Перечня, представляется документ, подтверждающий, что не менее чем за три месяца до проведения учредительного собрания (конференции, съезда) и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.
3. Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" для государственной регистрации торгово-промышленной палаты представляются:
заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;
решение (протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей) о создании торгово-промышленной палаты и об утверждении ее устава с указанием состава избранных руководящих органов в двух экземплярах;
документ об уплате государственной пошлины;
решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты.
4. Согласно статье 16 Федерального закона "О политических партиях" для государственной регистрации политической партии представляются:
заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов;
устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде;
программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде;
заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;
документ об уплате государственной пошлины;
сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;
экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;
заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, соответствующей требованиям пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях", а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии.
5. Согласно статье 18 Федерального закона "О политических партиях" для государственной регистрации регионального отделения политической партии представляются:
копия решения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии;
заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;
заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;
заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии;
документ об уплате государственной пошлины;
сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии;
список членов регионального отделения политической партии.
6. Для государственной регистрации профессионального союза, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичной профсоюзной организации представляются:
заявление;
подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях;
заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций);
документ об уплате государственной пошлины.
7. В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" для государственной регистрации иной некоммерческой организации представляются:
заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
сведения об учредителях в двух экземплярах;
документ об уплате государственной пошлины;
сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.
8. В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации некоммерческих организаций, создаваемых путем реорганизации, представляются:
заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
решение о реорганизации юридического лица;
договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
передаточный акт или разделительный баланс;
документ об уплате государственной пошлины.
9. В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются:
заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;
решение о внесении изменении в учредительные документы;
изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
документ об уплате государственной пошлины.
10. В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации ликвидации юридического лица представляются:
заявление о государственной регистрации ликвидации;
ликвидационный баланс;
документ об уплате государственной пошлины;
документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 14, ст. 1401; 2001, № 44, ст. 4149; 2003, № 1, ст. 13; 2005, № 19, ст. 1755; 2007, № 30, ст. 3754; 2008, № 18, ст. 1942, № 30, ст. 3616) и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1943).
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные документы, необходимые для государственной регистрации отдельных видов некоммерческих организаций. Для государственной регистрации ликвидации некоммерческой организации и изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, представляются документы, предусмотренные статьями 17 и 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", если иное не установлено федеральными законами, определяющими правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных видов некоммерческих организаций.
Согласно части 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" перечень документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения), не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, определяется Минюстом России.
Мы работаем пн-чт с 10:00 до 18:30, пт с 10:00 до 18:00. Выходные и праздники -
связь по телефону (495) 507-95-63.